Если ответ на вопрос «почему мы любим?» знают уже почти все, то вопрос «ЗАЧЕМ МЫ ЛЮБИМ?» заставляет задуматься. А действительно, ЗАЧЕМ?! Отдельные учёные считают, что любовь это специфическая активность головного мозга. В гипоталамусе обнаружено семь центров сексуальной чувственности. Некоторые разделы головного мозга, «ответственные за любовь», могут активизироваться и после приёма «веселящих» препаратов. А некоторые разделы активизируются как эмоциональное вознаграждение за перенесённые переживания. Но если любовь лишь физическая страсть, то вполне достаточно иметь сексуальные отношения. Любить-то зачем? Сегодня каждый скажет, что любовь и секс не одно и то же. Можно иметь секс без любви, и любовь может быть без секса. А некоторые утверждают, что именно без секса и есть настоящая любовь! В фильме Андрея Тарковского «Ностальгия» сексапильная переводчица предлагает герою Олега Янковского секс. Но секс ему не нужен. Она недоумевает – почему? Она просто не понимает, что для любви секс не нужен! «Ты знаешь классические истории о любви? – пытается объяснить он. – Никаких поцелуев. Никаких поцелуев! Ну совсем ничего. Чистейшая любовь! Вот почему она великая. Невыраженные чувства никогда не забываются». Любовь в творчестве великих поэтов это почти всегда любовь неосуществлённая или не взаимная. Великий Данте написал «Божественную комедию», в частности, из любви к своей безвременно умершей Беатриче. За ней он и отправляется поэтически в Ад в сопровождении Вергилия. История знает массу примеров, когда БЛАГОДАРЯ ЛЮБВИ создавались выдающиеся произведения искусства! Оправданием любви, даже самой необычной, могут служить лишь созданные благодаря ей произведения искусства. Известная древнегреческая поэтесса Сафо (YII-YI вв. до н.э.) была признанным знатоком лесбийской любви, и, возможно, именно поэтому слагала великолепные гимны любви. В античной Греции любовь между мужчиной средних лет и юношей не считалась чем-то предосудительным. В диалоге Платона «Пир» греческий философ Сократ понимает любовь как дружеские отношения между мужчинами. Именно благодаря Платону появилось понятие «платоническая любовь» как любовь без секса. Древние греки выделяли несколько смыслов слова «любовь». Агапэ — возвышенная, в том числе божественная любовь. Жертвенная любовь, любовь к ближнему. Первоначально обозначала вечера дружеских застолий. Эрос — романтическая любовь — страсть, физическое влечение. Стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность. У Платона обрела значение стремления к совершенству через обладание красотой. Филия — любовь-дружба, приязнь одного человека к другому. В философии Эмпедокла филия— это космическая сила притягивания, противоположная силе вражды. Сторге — семейная, родственная любовь, привязанность. Любовь «Агапе» – это высшая, идеальная форма любви. Она не нуждается в сексе. Она ни в чём не нуждается. Она самодостаточна. Она лишь отдаёт. Эта любовь – самопожертвование. Она ничего не просит, она лишь приносит себя в жертву. Это любовь князя Мышкина (Идиота), любовь христова. О различии физической и духовной любви писал русский философ Владимир Соловьёв. «Сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо её. Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении – значит признавать этот смысл там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у неё всякий смысл и всякое оправдание. Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность». Многие мечтают о великой любви, но мало кто способен ради великой любви на великие жертвы! «Смысл любви – писал Владимир Соловьёв, – небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия. Но задача человека не в том, чтобы ей поклоняться, а в том, чтобы реализовать и воплотить этот идеал как индивидуальный и на земле. В нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять её как нравственный подвиг». Если возникла любовь к какому-то конкретному человеку, значит в этом есть какой-то ВЫСШИЙ СМЫСЛ, и чаще всего именно эта любовь является ответом на вопрос о твоём предназначении. Если бы не мечта об идеальной возлюбленной, ничто не сдерживало бы звериного инстинкта. Значит, нужно стремиться к идеальному, даже если оно несбыточно. Несбыточно, зато уравновешивает животную эгоистическую природу. Необходимо, нужно мечтать и стремиться к идеальному, чтобы оставаться человеком. … Любовь не просто проблема, это способ постигнуть тайну мироздания. Мне не наслаждение нужно, а высвобождение, творчество, созидание, мне нужна женщина, которой я мог бы отдать себя, и она приняла бы меня в себя, вобрала мой дух, стала частью меня, восприняла и разделила мои духовные устремления, придала бы моей жизни цель и смысл… А что такое любовь? Это слово так много значит, что уже ничего не значит. Чем больше живу, тем меньше понимаю, что такое любовь, тем сложнее мне кажется это чувство, тем больше смыслов в нём открываю. Это и секс, и доверие, и нежность, и многое другое, но в целом любовь больше составляющих её частей. Я каждую минуту занимаюсь любовью — я люблю! Вся моя жизнь есть любовь. А без любви я не человек. Быть может, цель жизни состоит в том, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что!»
|